Верховный суд расширил возможности работников
В определении ВС РФ от 6 декабря 2016 года по делу №35-КГ16-18 указано, что требования части 8 статьи 9 федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», который запрещает требовать от гражданина предоставить информацию о его частной жизни и получать такую информацию помимо его воли, не относятся к деловым отношениям.
Что ждет работодателей
Какое это может иметь отношение к трудовым спорам? А самое непосредственное.
Например, рассмотрим ситуацию с иском к работодателю о признании трудового договора заключенным. Если бывший работник обращается в суд, он обязан доказать, что фактически был принят на работу и допущен к ней. Если его работа не касалась оформления документов, личного общения с клиентами и так далее, то фактически предоставить документы и/или свидетельские показания будет затруднительно.
Представьте, что вы устроились на работу фасовщиком, работаете на складе, где вас не видят посторонние лица, вы ничего не подписываете, с накладными не работаете. Как вам доказать что трудовые отношения фактически существовали?
Тут может помочь наличие пропускной системы на территорию предприятия, особенно если эта система не принадлежит вашему работодателю. Но и этого может быть недостаточно. Однако работодатель раньше вполне спокойно обсуждал вашу ситуацию по телефону, да и лично, не боясь того, что работник в суд предоставит аудиозапись, так как сложившаяся судебная практика относила такую запись к недопустимым доказательствам.
Коллегия ВС по гражданским спорам указала на ошибку апелляционной инстанции, которая сочла, что раз запись разговора между истицей и ответчицей была сделана первой без уведомления о фиксации разговора, то такая информация получена помимо воли ответчика, что недопустимо. По мнению ВС, запись телефонного разговора произвел один из его участников, и касалась она обстоятельств, связанных с договорными отношениями между сторонами. В связи с этим запрет на фиксацию такой информации на указанный случай не распространяется. В целом же аудиозаписи – самостоятельное средство доказывания, и ссылаться на аудиозапись телефонного разговора можно.
Эту позицию подтверждает и Конституционный суд, который включил в определение «частная жизнь гражданина» только ту область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства (определение от 28.06.2012 № 1253-О). Если аудиозапись не носит личный, интимный характер, она может быть использована в суде в качестве доказательства, в том числе и трудовых отношений.
Екатерина Касенова
управляющий партнер юридической фирмы “Касенов и партнеры"